Село Мошны (Черкасская область, Украина) - расположено на реке Ольшанка вблизи Днепра, между городами Черкассы и Канев. Название, возможно, восходит к старославянскому слову "мошна", что значит карман. Что может быть интересного в такой провинции, скажете Вы? Но, затерянное вблизи самых настоящих гор (недаром эту местность называют - Мошногорье), село может гордиться богатой историей, архитектурными памятниками и чарующими пейзажами. Не верите? Тогда приезжайте сюда - сами убедитесь! На подъездах к Мошнам дорога идет сквозь массив соснового леса, густо укрывающего пологие холмы. Лес и сам по себе – достопримечательность. Древний Черкасский бор – последний большой массив украинской лесостепи – занимает почти 40 тыс. га. Первое упоминание о поселении в здешних местах относится к XV в. Село несло "ясочную службу", т.е. в случае приближения неприятеля подавало ясу - сигнал об опасности. Сигнальная вышка стояла на горе Шпиль рядом с нынешним санаторием "Мошногорье". В XVI в. князь черкасский и каневский староста Вишневецкий построил здесь замок и костёл, добился предоставления местечку Магдебургского права. На рубеже XVI-XVII вв. возник православный Мошногорский Вознесенский монастырь, получивший подтверждения своего землевладения от гетмана Ивана Мазепы и вольную грамоту от Петра Дорошенко. В этом монастыре впоследствии скитался сын Богдана Хмельницкого Юрий, вынужденный сменить статус гетмана на монашескую рясу. Увы, до наших дней монастырь не дожил ( в советские времена его не только упразднили, но и разрушили). Во время Освободительной войны Мошны меняют статус и становятся казацким сотенным местечком. Тут подписывал свои универсалы гетман Богдан Хмельницкий. Вплоть до XVIII в. Мошны попеременно грабили и жгли поляки, турки, крымские татары. В XVIII веке Мошны переходили из рук в руки. От польских магнатов Радзивилов до Моравских, от Моравских до Любомирских. В конце XVIII в. эти земли купил князь Г. Потёмкин. От него село унаследовала племянница А. Браницкая (та самая, которой принадлежал парк «Александрия» в Белой Церкви), на дочери которой Елизавете женился граф и светлейший князь Михаил Воронцов. Граф развернул в селе бурную деятельность. На заложенной им судоверфи, в 1823 г. был построен первый в Украине пароход "Пчёлка". Состоятельный Новороссийский губернатор построил напротив современного села, за речкой Ольшанкой, трехэтажный дворец, насчитывавший 60 комнат. Вокруг дворца в природной дубраве в 1823 году разбили парк, протянувшийся на 8 км. Появились новые посадки, дорожки, мостики, оранжерея, зверинец. Садовником парка был известный своими шедеврами ландшафтной архитектуры Карл Минто, также для создания парка в английском стиле граф пригласил самых лучших инженеров из Англии. Главным же зодчим по некоторым данным был Де ля Кво , по другим - Торичелли. По аллеям парка хозяева устраивали конные прогулки. Ещё уцелел в парке так называемый «Софиин столб», названый в честь дочки графа и установленный на месте, где по легенде перевернулась карета с ней. Памятник-обелиск на самой высокой - "Софииной” горе до сих пор предупреждает путешественников об опасности, которая может подстерегать в горах. И вообще, в парке все создавалось с философским смыслом, каждая аллея, каждый поворот дорожек символизировал суетность человеческой жизни, сложный путь самопознания на пути к совершенству тела и духа. Самой любопытной постройкой имения была 60-метровая башня «Святослава» на краю горы. В этих местах во времена Киевской Руси проходила граница оседлых поселений славян и степей, где хозяйничали кочевники. По одной из версий здесь, на берегу Днепра, был убит половцами киевский князь Святослав — отсюда и происходит название башни. Символ же башни - познание, как награда в конце пути, для тех, кто его прошел, построив в себе величественную башню, основа которой Бог (треугольник в строении) – Троица, "лучезарная дельта”, которая расположена на востоке, там где восходит Солнце. Само же строение башни (тело) – символизировало человека, мудрость и знания которого как маяк (свет) для других. Когда хозяева по дороге из Крыма или Одессы в Петербург находились во дворце, на верхней площадке башни в темное время суток зажигали фонарь, сзывая окрестных землевладельцев в гости. Во время расцвета имения современники вот так восхищались парком: …"ни с чем нельзя сравнить красоты гор покрытых деревьями, далее они, гряда за грядою, постепенно склоняются и, наконец, сливаются в горизонтальную линию, теряясь в отдалении. Эту картину нельзя ни с чем сравнить. Нигде, кажется, природа не играет так прихотливо горами и оврагами, не покрывает их такою богатою растительностью и не разстилает за ними таких пышных лугов, как в Мошнах. Мошенский парк превосходит своею величиною и красотою все сады украинские…” (памятная книжка Киевской губернии, составленная Редактором "Киевских губернских ведомостей” Н. Чернышевым на 1858 год, с. 100). …”парк князя Воронцова по своему местоположению и обширности… может почесться первым - может быть, на всем пространстве Европы. Кто не бывал в Англии и хочет иметь понятие о настоящем английском парке, пусть съездит в Мошны” (М. Грабовский. "Парк князя М. С. Воронцова в Киевской губернии”. "Современник”, СПб, 1853 г., №4, с. 242-257). Сейчас на месте усадьбы функционирует санаторий, известным своей минеральной водой (которая своим химическим составом близка водам Баден-Бадена и Аахена (хлоридно-натриево-кальциевая). Правда, от архитектурного великолепия практически ничего не сохранилось – дворец был уничтожен «пламенными революционерами» в годы построения коммунизма, а башню «Святослава» взорвали немецкие оккупанты при отступлении в 1943 году, но можно побродить по аллеям тенистого парка, почти поглощенного лесом. Из построек, возведенных Воронцовым, сохранилась только одна. Но какая!
Видели ли Вы где-либо православный храм, одновременно похожий на костел, синагогу, и мечеть? Необычная по архитектуре Спасо-Преображенская церковь была построена в 1830-1840 гг. городским архитектором Одессы итальянцем Д. Торричелли по заказу графа М. Воронцова. Тем, кто видел Воронцовский дворец в Алупке, сразу станет понятно архитектурное родство крымского дворца и сельского православного храма. Специалисты определяют этот стиль как романтическое смешение тюдоровской готики и восточных мотивов. Мастеровые из Мошен, построившие Преображенскую церковь, впоследствии участвовали и в сооружении уникального дворца в Алупке. Мошенский мастер Роман Фортунов вошел в историю как исполнитель уникального лепного декора Голубой гостиной крымского дворца графа Воронцова. Но вернемся к Преображенской церкви. Несмотря на восточный декор, в постройке соблюдены принципы православной "крестовокупольности". Боковые ветви креста сильно укорочены, а центральная, напротив, удлинена. По моде XIX в., она соединяет храм с 50-метровой колокольней в единое целое. Над средокрестием - самый крупный, по-восточному приплюснутый купол. Особое очарование постройке придают многочисленные изящные башенки. Они и большие стрельчатые окна делают высокую четырехугольную колокольню "готичной". Храм ныне действующий, не перестраивался и реставрировался весьма условно, потому и хорош деталями, подробностями, узором на входной двери, массивными литыми ручками, рамами окон, витражами. Местные жители гордятся Преображенским храмом и охотно рассказывают, что во Франции у него имеется «сестра-близнец». Ещё, среди паломников, храм известен своей чудотворной иконой – образом Матери Божьей Мошногорской (Сухо-Калигорской). По рассказам старожилов копия чудотворного образа Божией Матери объявилась в Вознесенском Мошногорском мужском монастыре в 1860 году, в 1930 году монастырь был закрыт Советской властью и икону тайно перенесли в единственно действующий в этой местности в то время храм – Спасо-Преображенскую церковь с. Мошны. Верующие даже боялись говорить о святыне, чтобы слух не дошел до местной власти и она не уничтожила икону. А вместе с тем, до наших дней дошло много рассказов о том, что "заступница" исцеляла и оберегала местных жителей и в голодные 30-е годы, и в годы Отечественной войны, и в послевоенные годы. Получают исцеления через икону и в наши дни, о чем свидетельствуют серебряные и золотые украшения, оставленные в знак благодарности от исцеленных людей. До наших дней сохранилось и строение Римско-католического костела, построенного в 1850-х гг. на средства вдовы Е. Воронцовой, которое в советское время использовалось в качестве производственного здания машинно-тракторной станции, а затем предприятия «Сельхозтехника» и мельницы. Несколько раз в Мошнах бывал и украинский гений - Тарас Шевченко. В свой первый приезд он посетил монастырь, который вспоминается в повести "Близнецы” ( 10 июня – 20 июля 1855 р.) "… - Да, эта липа будет высокая. Но все-таки не будет такая, как я видел за Днепром около самых ворот Мошнинского монастыря. Так на той липе брат вратарь и ложе себе соорудил на случай от мух прятаться.” Летом 1859 года Т.Г.Шевченко ещё дважды побывал в Мошнах. Тут он нарисовал известный рисунок "Пейзаж в Мошнах”. Был он и в парке Воронцова, возле башни Святослава, о чём свидетельствует запись в его «Дневнике» от 7 сентября 1859 р.: "Не мог я дознаться, на каком народном предании основываясь, покойный князь Воронцов назвал в своих Мошнах гору обыкновенную Святославовою горою, с которой будто бы этот пьяный варяг-разбойник любовался на свою шайку, пенившую святой Днепр своими разбойничьими ладьями. Я думаю, это просто фантазия сиятельной башки и ничего больше. Сиятельному англоману просто пожелалось украсить свой великолепный парк башнею вроде маяка, вот он и сочинил народное предание, приноровив его к местности, и аляповатую свою башню назвал башнею Святослава. А Михайло Грабовский (не в осуд будь сказано) чуть-чуть было документально не доказал народного предания о Святославовой горе.”. Что касается еще одной исторической личности, оставившей свой неповторимый след в этом уголке, то о ней местные жители знают меньше. В 1884 г. наследницей имения стала племянница графа Екатерина Шувалова (в замужестве Балашова). Дама не только хозяйственная, но и с тонким художественным вкусом, она пригласила в Мошны тогда еще малоизвестного архитектора Владислава Городецкого, в будущем автора знаменитого в г. Киеве «Дома с Химерами». Поклонникам выдающегося архитектора будет интересно узнать о том, что в Мошнах, по ул. Ленина, сохранились два из четырех корпусов, спроектированной Городецким больницы (1909 г.). И только в Мошнах вы встретитесь с последними, из дошедших до наших времен, деревянными домами архитектора В. Городецкого. Спешите видеть!